Модуль источника питания AH-PW5

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже упоминал, китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet’ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали «КРЕНок» гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП’ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-«левшей» не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал — отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы — 0.65мм.

Сопротивление бесполезно!

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: «сопротивление бесполезно«. Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал «схему» специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку — перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность — за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП. Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС. Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных «образцов» достаточно.

Учиться, учиться, и. думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из «поднебесной» наблюдаю одни и те же паровозы из «КРЕНок» (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю «токовым мышлением» в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и. немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление «кренки» весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка «видит» прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали — передаёт эти пульсации «наверх по команде», старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП’ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать.

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему. обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив «расстояние» по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и «земляной» провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает «удары» тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока — параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от «кита»

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось «выжать» всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы «сладкой парочки» потребовалось ещё несколько активных компонентов. но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса.

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало «выглаживание» питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора — на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить «А/Б» тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое «шумовое пространство». Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON — фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой — работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа — типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника — к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные «пробнички» от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие «образцы» бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы — зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП’ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier’s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15. 24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП’ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников — тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно «землю» или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы — их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой — очень, очень интересный, знаете ли, вопрос. Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все — JFET’ы да depletion MOSFET’ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив «правильные» компоненты — любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов — научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява.

Друзья, эта статья — просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором — яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно — дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

Схема универсального модуля питания для ЦАП

Для ограничения пиковых токов через выпрямительные диоды и для уменьшения уровня пульсаций выходного напряжения между сглаживающими конденсаторами установлены резисторы небольшого номинала. Таким образом использование RC-фильтра позволило более, чем на порядок снизить уровень пульсаций на выходе модуля питания для нестабилизированных линий.

Печатная плата модуля питания

Модуль питания требует 6 (5 + 1 для питания транспорта) независимых обмоток трансформатора с напряжениями 4х9В и 2х12В.

Применение модуля для AH-D6

Для питания ЦАП AH-D6 можно тоже использовать предложенный модуль питания. Но с учетом изменившегося входного напряжения по линии питания тактовых генераторов в AH-D6 (по сравнению с AH-D5), которая теперь требует 5в входного напряжения, вместо интегрального стабилизатора LM7809 в нем следует применить LM7805.

Фотографии готовой конструкци

Подскажи пожалуйста какие радиаторы применены на платах, если можно ссылку.

Но на линию питания аманеро поставил похожий, но раза в 2 выше, просто в закромах нашел.

Достаточно исходить в расчетах из тока не менее 200мА для основных линий потребления самого ЦАП и 500мА и более для линии питания транспорта.

Для справки потребление AH-D6:

  1. +15. +18В, 30-50мА — питание ОУ аналогового фильтра (плюс),
  2. -15. -18В, 30-50мА — питание ОУ аналогового фильтра (минус),
  3. +9. +14В, 110-150мА — питание аналоговой части AK4493/AK4490 и реле
  4. +5В, 15-30мА — питание цифровой части AH-D6 (стабилизированное)
  5. +5В, 10-100мА — питание тактовых генераторов (стабилизированное)

А есть рекомендация по трансформаторам?

2) Один с четырьмя вторичками или четыре штуки(ЦАП аналог, ЦАП цифра, ОУ, Транспорт)?

3) Какую индукцию посоветуете?

4) Про экранирование обмоток если можно пару слов

5) Есть ли места проверенные где могут реализовать такие трансформаторы?

Оптимальным считаю вариант с двумя трансформаторами: один для питания ОУ фильтра и аналоговых цепей ЦАП (задействованы 3 отдельные обмотки), второй для питания цифры, и тактовых генераторов и транспорта (тоже задействованы 3 отдельные обмотки).

Эконом вариант с одним трансформатором с кучей обмоток, тоже возможен, сам такой думаю использовать в компактном корпусе.

Также можно выбрать и топовый вариант — 3 трансформатора, с отдельным выделенным трансформатором на транспорт.

Я использую торы с индукцией 1Тл. Заказывал себе в rodnik4.ru, можно поискать другие варианты подешевле. Заказывал с пропиткой только первичной обмотки, а экранирования обмоток никакого не заказывал. Качеством остался доволен, получились лучше талемовских торов.

Правда, если будете использовать торы, то желательно проконтролировать отсутствие постоянки в сети, если есть рекомендую сделать Lamm-овскийсетевойфильтр для устранения постоянки. У меня в сети проблем таких почти нет, пока обошелся простым сетевым фильтром С-L-C, отдельный на каждый трансформатор.

Далее все же думаю озадачиться вопросом постоянки в сети.

#1 OFFLINE sewerin

  • Пользователи
  • 685 сообщений
    • Город Воронеж

    Назначение всех БП одинаково — оперативно дозаряжать некоторую ёмкость. При любой реализации БП будет один и тот же сценарий его работы: потребитель требует, БП на эти требования реагирует с запаздыванием.
    Главное приемущество параллельных стабов — диоды работают, «не дёргаясь». Т.е. почти не подпевая с запаздыванием. При питании от АКБ диодов нет совсем. Соответственно, импеданс БП ровный и ультранизкий (единицы миллиом) от DC до десятков мегагерц (при щедрых и качественных шунтирующих ёмкостях)
    При переменной нагрузке в АКБ происходит примерно та же реакция, что и на выходе выпрямителя, стаба или простого конденсатора. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРЯДА. Места с малым локальным зарядом восполняют его из более заряженнных мест (пластин, кристалла, электролита). Нет ничего идеального. Мгновенно и линейно ничто не работает. Остаётся пробовать и сравнивать. Что и проделано.
    Почти 2.5 года эксплуатирую такой вариант. Отрыв качества звука от традиционного БП транзисторного УМ в классе А больше, чем между традиционным хорошим БП и импульсником.
    Честно говоря, не понимаю смысл теоретизирования вокруг «правильных» R-core трансов, диодов, дросселей, снаберов, стабов, сетевых фильтров, регенераторов, выделенки и т.д. Ведь проблема решается одним махом и просто. Вернее, очень просто.
    Как АКБ питание отражается на звуке? Низ становится независимым от остального диапазона. Он живёт своей жизьнью, но это очень органично. Я бы отметил при этом его бОльшую изменчивость и подвижность (микродинамическую и тембровую). Верх становится проще и, менее утомительным. Сравнимо с заменой плохой звуковой карты на ЦАП Линкс. Уходит рамочность, очерченность, подчёркивания и т.т. Становится слышно, что тихие звуки — не просто постоянные «детали», а у них есть очень много градаций от пианиссимо до пиано.

    АКБ работают в лучшем для них режиме — комнатная температура, никаких стартерных режимов, перезарядов, глубоких разрядов и т.д. Плотность 1.24. Ёмкости везде подобраны так, что хватает примерно на 20 часов.
    Очень выигрышно АКБ питание для цирклотронов (для них особенно важна малая межобмоточная ёмкость) и в аналоговом питании ЦАПов.
    Есть желание автоматизировать последовательный пуск системы и сделать автозаряд с одной кнопки. Пока руки не доходят.
    Пробовал АКБ питание для следующих усилителей: Пасс Алеф мини, Зен 9, Эхо SE (Игвин), цирклотроны на 2П904А, Yes-2 (в настоящее время). Звуковые карты — ЕMU1212M, Asus xonar essence One, Creative HD Titanium, ЦАПы Lynx D47V3 и Lynx D47V2 (в настоящее время), модули Фламенко Lynx Edition, Bolero, «МФТ». Во всех случаях выигрыш был заметный (несоизмеримо бОльший, чем от замены кабелей, соизмеримо с переходом на очень хороший источник) при переводе на АКБ без стабов, но с шунтированием большими ёмкостями.

    #3 OFFLINE OlegSA

    Больше не на форуме.

    «Звуковые карты — ЕMU1212M, Asus xonar essence One, Creative HD Titanium, ЦАПы Lynx D47V3 и Lynx D47V2 (в настоящее время), модули Фламенко Lynx Edition, Bolero, «МФТ» »

    Еще бы что поинтереснее в таком лютом аккумуляторном варианте попробовать. Линксы как-то на вершину эволюции слабо тянут.

    #9 OFFLINE sewerin

    Личка ломится от вопросов. Постараюсь ответить на все.
    Одного аккума, даже от локомотива, недостаточно. Скажу сразу, такой вариант будет хуже, чем средне сделанный сетевой. Яркий пример, хотя и с натяжечкой, — автозвук. Основная цель раздельного аккумуляторного — гальваноразвязать питания, и от сети, и между собой. Ну и исключить как класс выпрямительно-стабилизирующие элементы (тем более, DC-DC конверторы).
    Понятно, что для ламповых каскадов это не годится. Чтобы набрать 400 вольт, надо 35 аккумов, т.е. 18000 р, а ещё есть накалы, да и каскадов — не один.
    После аккумов нужно ставить ВЧ фильтры (СRC, в питание генератора можно и СLCLC). Некоторые питания НЕОБХОДИМО развязывать между собой. Не как в мурзилках — правый и левый канал, а каждому ОУ вынь да положь пару 3-10 омных резисторов и пару 470-2200 мкф ультраловимпедансных электролитов. Аудио электролиты здесь не нужны и с ними только хуже, из-за их меньшего соотношения ёмкость/размеры.
    В том же Линксе 47 немного питающих напряжений, в ЗК гораздо больше.
    Традиционно питаю так:
    — генератор — самое чистое питание, отбираю батарею с меньшим шумом, и это единственное место, куда можно поставить стаб, который подстать батарее. ADM7150 или 7151, после них 0.1 NPO керамику+ ПОПРОБОВАТЬ оскончик.
    — Цифровой фильтр + триггерные микросхемы. Каждый триггер имеет свою бусинку и 0.1 NPO керамику. Для ЦФ несколько 0.1 NPO керамик+ ПОПРОБОВАТЬ оскончик(и).
    — Аналог повер микросхем. Общее, но через индивидуальные 6 ом резисторы. Питание получается больше 6 вольт, субъективно звук от этого масштабнее. По даташиту допустимо 7в. Керамика и плёнка противопоказаны (ИМХО). На ёмкость не скупимся, у меня 27000 мкф стоят.
    — Дигитал повер микросхем. Общее, но через индивидуальные 6 ом резисторы. В SM5865 есть такой косячок — аналог повер и дигитал повер звонятся друг на друга через 4 ома. Но, что есть, то есть. Попробовать сюда 0.1 NPO керамику+ оскончик, или обычный электролит общего применения (ловимпеданс).
    -Питания ОУ — общее для обеих каналов +-12, но каждому ОУ пару 3-10 омных резисторов и пару 470-2200 мкф ультраловимпедансных электролитов. Аудио электролиты здесь не нужны и с ними только хуже, из-за их меньшего соотношения ёмкость/размеры.
    — Болеро питаем от трёх 6 в аккумуляторов. Один вместо юсб, два других — на адум. Через СLCLC.

    Для усилителя. Если у Вас огромная КдП и дубовые АС, то затея плохая. Надо набрать +-80. Да и не расслышать там разницу. А вот +-25 или +-36 набрать реально. Разделять каналы на правый и левый можно через дроссели — 20 витков на ферритовом стержне.

    Усилители у меня все в классе А, ток покоя всегда 2 ампера на канал, хватает на день, столько никогда не слушаю. Питания ЦАПу — на неделю.
    Если схема позволяет, надо отделять питание входного каскада усилителя от общего питания. Тем самым имеем заветный предварительный усилитель, только там, где он должен быть — рядом с цапом и усилителем мощности, а не в красивой коробочке с золотыми разъёмами).

    Насчёт вредности аккумов. У меня всегда открыта форточка, можно использовать герметичные — они чуть дороже.

    Не люблю плёнку в питании. Имхо, ставят её от лени, когда не охота ювелирно припаивать электролиты на ноги микросхем.

    Пробовал ли я другие аккумуляторы? Пробовал в самом начале практически все — NiCd, Nimh, Li-on, Li-Fe, Li-Po, знаменитые СЦ, щелочные. Все аккумы имеют свой голос. И этот голос надо прятать, дросселями и шунтами. Свинцовые с маленькими плохо посаженными шунтами дают липкую сладость, Nimh и Li-on едкую муть и т.т. При шунтах различий между аккумами нет. Только и всего, что голос аккумов проще спрятать, чем голоса сети, диодов и плохо сделанных стабилизаторов.

    Сообщение отредактировал sewerin: 05 December 2014 — 22:26

    #15 OFFLINE OlegSA

    Больше не на форуме.

    Ближе к теме. Меня можно долго обсуждать. Но это менее интересно, чем то что выложил топикстартер — не правда ли?

    А то что у Вас другое мнение по Линксам — Ваше дело, на то и форум, чтобы иметь много мнений. Имейте на здоровье — никто не запрещает ни Вам , ни мне.

    PS А история обзоров начинается примерно 20 лет назад . Публикации это уже второе дело.

    sewerin , Вы еще и жену в это дело втянули в качества ассистента . бурные и продолжительные.

    #16 OFFLINE sewerin

    OlegSA (05 December 2014 — 18:53) писал:

    Попробуйте, я Вас давно на это сподвигаю. Там ничего сложного нет, всё обратимо. Снимаете с Вашего любимого Додсона крышку, смотрите, какие микросхемы и от чего запитаны, читаете даташиты на эти микросхемы.
    Затариваетесь необходимым количеством аккумуляторов, стабов, а также дроссельками, резисторами, ёмкостями, ЗУ, тумблерами.
    За пару дней-неделю можно всё запитать и послушать.

    OlegSA (05 December 2014 — 22:45) писал:

    #19 OFFLINE SAE

    OlegSA , 20 лет это сильно, согласен. История моей аудио активной аудиопрактики, ну это я так, апонирую, тоже лет 20-25 ну это если считать какой момент можно назвать началом более-менее зрелости. Хотя это тоже абстрактная цифра. Но я при этом не рвусь писать обзоры и убеждать других людей в правильности своих нынешних взглядов на то, каким должен быть звук, потому что даже в кругу своих друзей-аудиофилов встречаю как критические противоречия своим собственным взглядам так и вполне себе мнения, совпадающие с моим собственным. Мы всё это видим и на этом форуме, правда? То что Вы взвалили на себя бремя некоего арбитра здесь, на этом форуме, похвально, за исключением маленького «но» под названием «ИМХО». Это многое меняет, если не всё. Прошу прощения за оффтоп.

    #20 OFFLINE SharapoFF

  • Продвинутые
  • 10068 сообщений
    • Город Владивосток
    • Занятие: Частный инвестор

    sewerin (05 December 2014 — 21:33) писал:

    Личка ломится от вопросов. Постараюсь ответить на все.
    Одного аккума, даже от локомотива, недостаточно. Скажу сразу, такой вариант будет хуже, чем средне сделанный сетевой. Яркий пример, хотя и с натяжечкой, — автозвук. Основная цель раздельного аккумуляторного — гальваноразвязать питания, и от сети, и между собой. Ну и исключить как класс выпрямительно-стабилизирующие элементы (тем более, DC-DC конверторы).
    Понятно, что для ламповых каскадов это не годится. Чтобы набрать 400 вольт, надо 35 аккумов, т.е. 18000 р, а ещё есть накалы, да и каскадов — не один.
    После аккумов нужно ставить ВЧ фильтры (СRC, в питание генератора можно и СLCLC). Некоторые питания НЕОБХОДИМО развязывать между собой. Не как в мурзилках — правый и левый канал, а каждому ОУ вынь да положь пару 3-10 омных резисторов и пару 470-2200 мкф ультраловимпедансных электролитов. Аудио электролиты здесь не нужны и с ними только хуже, из-за их меньшего соотношения ёмкость/размеры.
    В том же Линксе 47 немного питающих напряжений, в ЗК гораздо больше.
    Традиционно питаю так:
    — генератор — самое чистое питание, отбираю батарею с меньшим шумом, и это единственное место, куда можно поставить стаб, который подстать батарее. ADM7150 или 7151, после них 0.1 NPO керамику+ ПОПРОБОВАТЬ оскончик.
    — Цифровой фильтр + триггерные микросхемы. Каждый триггер имеет свою бусинку и 0.1 NPO керамику. Для ЦФ несколько 0.1 NPO керамик+ ПОПРОБОВАТЬ оскончик(и).
    — Аналог повер микросхем. Общее, но через индивидуальные 6 ом резисторы. Питание получается больше 6 вольт, субъективно звук от этого масштабнее. По даташиту допустимо 7в. Керамика и плёнка противопоказаны (ИМХО). На ёмкость не скупимся, у меня 27000 мкф стоят.
    — Дигитал повер микросхем. Общее, но через индивидуальные 6 ом резисторы. В SM5865 есть такой косячок — аналог повер и дигитал повер звонятся друг на друга через 4 ома. Но, что есть, то есть. Попробовать сюда 0.1 NPO керамику+ оскончик, или обычный электролит общего применения (ловимпеданс).
    -Питания ОУ — общее для обеих каналов +-12, но каждому ОУ пару 3-10 омных резисторов и пару 470-2200 мкф ультраловимпедансных электролитов. Аудио электролиты здесь не нужны и с ними только хуже, из-за их меньшего соотношения ёмкость/размеры.
    — Болеро питаем от трёх 6 в аккумуляторов. Один вместо юсб, два других — на адум. Через СLCLC.

    Для усилителя. Если у Вас огромная КдП и дубовые АС, то затея плохая. Надо набрать +-80. Да и не расслышать там разницу. А вот +-25 или +-36 набрать реально. Разделять каналы на правый и левый можно через дроссели — 20 витков на ферритовом стержне.

    Усилители у меня все в классе А, ток покоя всегда 2 ампера на канал, хватает на день, столько никогда не слушаю. Питания ЦАПу — на неделю.
    Если схема позволяет, надо отделять питание входного каскада усилителя от общего питания. Тем самым имеем заветный предварительный усилитель, только там, где он должен быть — рядом с цапом и усилителем мощности, а не в красивой коробочке с золотыми разъёмами).

    Насчёт вредности аккумов. У меня всегда открыта форточка, можно использовать герметичные — они чуть дороже.

    Не люблю плёнку в питании. Имхо, ставят её от лени, когда не охота ювелирно припаивать электролиты на ноги микросхем.

    Пробовал ли я другие аккумуляторы? Пробовал в самом начале практически все — NiCd, Nimh, Li-on, Li-Fe, Li-Po, знаменитые СЦ, щелочные. Все аккумы имеют свой голос. И этот голос надо прятать, дросселями и шунтами. Свинцовые с маленькими плохо посаженными шунтами дают липкую сладость, Nimh и Li-on едкую муть и т.т. При шунтах различий между аккумами нет. Только и всего, что голос аккумов проще спрятать, чем голоса сети, диодов и плохо сделанных стабилизаторов.

    Смотрите видео: БЛОК ПИТАНИЯ из Китайских Модулей

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Вкусная Еда!
    Добавить комментарий